sinaiagusenica1
синяя гусеница дает советы
следующий фрагмент второй лекции по руническому искусству.
Разберем теперь все эти навыки последовательно и подробно.
Итак первый навык - RÍSTA «Умеешь ли резать?» сочетает в себе знание рун, их порядка, имен и фонетических значений, и графической формы.
Второй навык – RÁÐA «Умеешь разгадывать?» предполагает понимание принципов магического использования отдельных рун и их сочетание в формулы и / или связанные руны.
Собственно всему этому и была посвящена первая лекция. Ничего нового тут не придумать. Не стоит примешивать к этому различные фантазии многих нынешних авторов, спекулирующих на модном интересе. Графический знак, имеющий вполне осмысленное имя и связанное ассоциативно с именем «поле» смыслов-значений, стоящий в ряду на строго определенном месте (чур меня от Кеннета Медоуза с его невнятным УТАРКом) и по определенным правилам сочетающийся с другими знаками в новый знак – связанную руну.
Третий навык – FÁA «Умеешь окрасить?» в первую очередь означает знание того, когда нужно прибегать к окрашиванию кровью, когда – нет, умение это окрашивание совершить, и умение окрасить руны другими красителями.
Вот здесь и начинается новое. Из текстов Саг мы знаем примеры окрашивания рун кровью, например – история, приключившаяся с Эгилем Скаллгримссоном, которому на пиру поднесли рог с отравой: «Но Эгиль взял нож и воткнул себе в ладонь. Потом он принял рог, вырезал на нем руны и окрасил их своей кровью. Он сказал:
Руны на роге режу,
Кровь их моя окрасит.
Рунами каждое слово
Врезано будет крепко.
Брагу девы веселой
Выпью, коль захочу я,
Только на пользу ль будет
Брага, что Бард мне налил?
Рог разлетелся на куски, а напиток пролился на солому.» При этом, что весьма характерно для Скандинавских саг, – само заклинание, которое Эгиль вырезал на роге, нам не сообщается. С другой стороны нередко обходились и без крови, так когда этот же персонаж вырезал целебное заклинание: «Тогда он обшарил то место, на котором она лежала, и нашел там китовый ус, на котором были вырезаны руны. Эгиль прочел их, соскоблил и бросил в огонь. Эгиль сжег весь китовый ус и велел вынести на воздух те одежды, которые были у нее раньше. Тогда он сказал:
Рун не должен резать
Тот, кто в них не смыслит.
В непонятных знаках
Всякий может сбиться.
Десять знаков тайных
Я прочел и знаю,
Что они причина
Хвори этой долгой.
Эгиль вырезал руны и положил их под подушку на ее ложе. Ей показалось, будто она проснулась ото сна, и она сказала, что теперь здорова, хотя и совсем без сил.» Заметим, что тут довольно подробно описан процесс уничтожения неправильного амулета, Что имеет отношение к восьмому навыку, но ничего не сказано об окрашивании нового рунескрипта кровью.
Из археологических исследований известно, что иногда рунические надписи окрашивались и в прямом смысле слова – не кровью а краской, но (!) всегда красной, сделанной из смеси красной охры и льняного масла. [ Краска, на самом деле получается темной, красно-бурой, и неплохо имитирует кровь.] К сожалению досконально не известно, где – какой способ окрашивания применялся, но, из анализа петроглифических текстов, можно сделать предположение, что окрашивались поминально-магические надписи, долженствующие не только увековечить покойника, но и запереть его в своей могиле. (Оживший мертвец – одно из самых страшных и самых популярных чудовищ в древней Скандинавии.) По крайней мере – на множестве кенотафов – (пустых могил) – обелисков, поставленных в память о погибшем, но не над его могилою, следы краски не найдены. Также кровью видимо окрашивались защитные заклинания, на тщательную проработку которых не хватало времени. (Эгиль должен был вырезать знаки наскоро, на пиру, пока перед ним держали рог.) Так же известно, что руны, нанесенные на щиты, с целью усиления защитных свойств, окрашивались кровью, как и периодически – знаки, наносимые на борта корабля, с той же, защитной целью. При этом любовные заклинания (наносились иногда на сыр(!) который должен был съесть объект ворожбы) или проклятия, вырезавшиеся на шесте, увенчанном лошадиным, черепом кровью не красили. Так же, как не красил Эгиль кровью и лечебный амулет в приведенном выше примере.

@темы: руны, традиция