13:55 

Навыки Эриля -4

sinaiagusenica1
синяя гусеница дает советы
Пятый и шестой навыки Эриля стоит рассматривать вместе. Они достаточно тесно связанны, хотя, безусловно, представляют собой совершенно разные технически умения. Связывает их понятие "вейцла" - сакральный пир, трапеза, на которой встречались конунг и бонды и которая гарантировала, по их убеждению, благополучие и мир в стране. Организация подобных пиров, называемых "блод-вейцла" - жертвенный пир - была прямая обязанность годи - жреца-организатора святилища. Из всех индоевропейских источников известна святость совместной трапезы. Недаром незнакомцев встречают хлебом-солью, причастившись общей пищи они как бы теряют свою способность вредить, перестают быть опасными незнакомцами и становятся условно - своими. Скандинавские боги не рассматриваются в рамках Северной традиции как однозначно-благая сила, однако именно они - источник силы, удачи и могущества для человека, следовательно величайшим из умений следует считать умение призвать их и "приручить", пусть и на время.
Отсюда берет начало и идея совместной с богами трапезы - жертвенного пира. Будучи правильно организованным он и призывает высшие силы проявиться в срединном мире и связывает их общей с организатором трапезой. Известно, однако, о многих типах жертвоприношений, как прямо совмещенных с пиром, так и не связанных с ним непосредственно. Так, рассказывает Адам Бременский: "В жертву приносились девять животных мужского пола от каждого вида тварей, и существовал обычай умилостивить богов их кровью. А тела их подвешивались в роще возле храма. Роща была настолько священной для язычников, что они считали божеством каждое дерево, потому что на них умирали жертвы. На этих деревьях вешали и собак, и лошадей, и людей, и один христианин рассказал мне, что видел, как семьдесят два трупа висели таким образом рядом друг с другом". Это описание одного из самых массовых жертвоприношений, позднего периода эпохи викингов, согласно историческим хроникам - проводившегося раз в девять лет. Естественно, подобное мероприятие проводилось во время огромного всенародного сборища - большого тинга, сопровождавшегося массовыми пирами. [Собственно идея употребления в пищу большей части жертвенного животного идет еще от греческих жертвенных пиров, когда сгорающая на алтаре часть ( в основном - жир, сердце, и, иногда, голова) посвящалась богам, а вот вся остальная туша доставалась пирующим.]
С другой стороны - недаром Одина зовут богом повешенных. Жертвоприношения Одину, также во множестве описанные в литературе, частенько никаких пиров не включали, жертвой был человек, чаще всего - пленник или раб, которого вешали на дереве, а грудь пробивали копьем. Подобные жертвоприношения совершались перед и после военных походов, с целью призвать воинскую удачу (Один - бог воинов-хирдманов; бог землепашцев-бондов - Тор), или отблагодарить богов за удачный поход. Несомненно перед походом проводилось и гадание, должное ответить, будет ли поход удачным, угоден ли он богам.
Увы, все это, с точки зрения авторов саг былоодновременно и слишком обыденным, и сакральным, соответственно, в сагах детально не описывалось. Мы можем только восстанавливать отдельные детали ритуалов и, опираясь на весь доступный нам материал индоевропейских источников, реконструировать общую картину.
Так, в тексте Старшей Эдды и в текстах некоторых саг наличествуют тексты, которые можно рассматривать как призывания богов. В Старшей Эдде, например, встречается следующий текст:
"3 / [Она сказала:] / "Славься, день!/И вы, дня сыны!/И ты, ночь с сестрою!/Взгляните на нас/
благостным взором,/победу нам дайте!
4 / Славьтесь, асы!/И асиньи, славьтесь!/И земля благодатная!/Речь и разум
и руки целящие/даруйте нам!" речи Сигрдривы (sigr-drifu-mal) пер. А. И. КОРСУНА (ИЗДАНИЕ 1963 г.)
Этим заклинанием валькирия предворяет процесс обучения Сигурда руническому искусству - т. е. процесс превращения воина в вождя и мага.
Вот - текст на др. исландском языке: "3. / "Heill dagr! / Heilir dags synir! / Heil nótt ok nift!
Óreiðum augum / lítið okkr þinig / ok gefið sitjöndum sigr!
4. / Heilir æsir! / Heilar ásynjur! / Heil sjá in fjölnýta fold! / Mál ok mannvit / gefið okkr mærum tveim
ok læknishendr, meðan lifum."
Каждый сам может попробовать найти в сагах аналогичные формулы. В качестве же примера призывания богов - этот вполне достаточен.
Хотя бы тот факт, что в жертву различным богам приносились различные животные и совершалось это различными способами свидетельствует о том, что отдельный навык принесения жертвы существовал. Увы, в любом традиционном обществе такие вещи редко (практически никогда) не фиксируются письменно. Подробнее вопрос жертвоприношения я рассмотрю позднее. Пока только отмечу, что обычай сжигать некую толику пищи и питья на пиру, освящать пламенем очага напиток, выпиваемый при даче какой-либо клятвы, (известны по описаниям в хрониках христианских и арабских путешественников) и традиция сжигать мертвых, переправляя их таким образом в иной мир, говорит о понимании древними скандинавами сакральной функции огня, как переносчика между этим и другим мирами. Следовательно - сжигание некоторой толики пищи и питья (вина, пива) вполне может рассматриваться как акт жертвоприношения.

@темы: руны, традиция

URL
   

Дневник sinaiagusenica1

главная