sinaiagusenica1
синяя гусеница дает советы
Итак - амулеты. Амулет - предмет, сделанный мастером, с определенной целью, по определенным правилам и работающий независимо от носящего. Этим он и отличается от талисмана - предмета, объективно не имеющего никаких магических своств, но раскрепощающего сознание и придающего уверенности носящему за счет психологии. Талисман должен достаться вам неким необычным путем ( подарен другом, найден в необычных обстоятельствах и т. п. ) и имеет значение только для вас. Действие его сугубо субъективно. Амулет - объективен. Для решения сходных задач разные мастера применяют сходные приемы, одинаковые или заменяемые материалы и т. п. С моей точки зрения - оптимально использовать "технологии" изложенные в традиционных источниках. С этих позиций в качестве материалов выступают металлы, известные в исторически значимый период, камни, дерево. Символическое значение, приписываемое тому или иному материалу традицией - основной критерий при выборе материала. Понятно, что значение меняется в различных традициях, иногда - со временем, порой - до противоположенного. Разумно прослеживать причины этих изменений, отметая то, что привнесено позднее. Увы, в ряде традиций восстановление символического значения представляет большую сложность. Символические значения деревьев в скандинавской традиции прописаны очень мало, только в виде косвенной информации. Здесь можно воспользоваться кельтской традицией, изложенной в "Кад Годо" Р. Грейвсом, но учитывая специфику скандинавии как культурную, так и географическую. Многие упомянутые в Битве деревьев растения на севере не растут! А ряд их и в Ирландии не растет, их традиция включила столетия назад, в период рассеяния кельтских народов по югу Европы. Это тот случай, когда нововедение ( точнее - исключение устаревшего) определенно имеет смысл.
В качестве примера плодотворного синтеза традиций кельтской ( в редакции Р. Грейвса "Белая богиня") и скандинавской с учетом скандинавских реалий - ясень. В кельтском огаме Ясень - третья буква алфавита (Nion N Ясень) о котором говорится: "В Ирландии дерево Торту, дерево Дати и ветвистое дерево Уснеха - три из пяти магических деревьев, которые срубили в 665 году нашей эры, утверждая победу христианства над язычеством, - были ясенями. Потомок священного дерева Гривны, тоже ясень, все еще рос в девятнадцатом веке в Киллуре. Он защищал от участи утопленника, и эмигранты, плывшие в Америку после картофельного голода, брали с собой кусочки его коры." Т. е. почитание ясеня как символа данной земли, источника её благоденствия и, более того, самого её существования. Кроме этого - власть ясеня над водами - отголосок греческих воззрений, где ясень был посвящен Посейдону, второму богу из ахейской троицы, владыке коней (изначально!) и морских просторов. Посейдон, сохранив свою власть над лошадьми, стал еще богом морестранников, когда ахейцы начали плавать по морю В британском фольклоре ясень - дерево возрождения. Иггдрасиль - мировое древо скандинавской традиции - ясень, имя которого порой переводится как "конь Игга" где Игг - одно из имен Одина по Грейвсу соотносится с "hydra, по-гречески "море" (если точно, "нечто мокрое"). Из этого следует пригодность ясеня, как материала для амулетов обращенных к силе Одина, к защите в мореплавании (особенно военном) к защите и победе в битве. Врядли, однако стоит использовать ясень для мирных, "домашних" смулетов - оберегов. Ясень - грозное дерево грозного бога, в Кад Годо сказано:
"Пихте дикарской
Злой ясень сродни;
Стоят непреклонно,
Бьют в сердце они. "

Второй пример - Рябина. В скандинавской традиции - дерево Тора, защитника людей, хранителя Мира.
В кельтской - вторая буква огама (Luis L Рябина), дерево о котором известно, что "рябина (дерево жизни). Круг, застеленный бычьими шкурами и огороженный плетнем из рябиновых веток, друиды использовали как последнее средство, чтобы заставить демонов отвечать на трудные вопросы." Т. е охранительные функции рябины, отделяющей демонов от людского мира соответствуют функции Тора.
Рябина враждебна иномировым, античеловеческим силам: "Рябину довольно часто сажают на Британских островах как защиту от молний и ведьмовства любого рода, например, заколдованную лошадь может привести в чувство лишь рябиновая ветка" Здесь стоит отметить, что Тор - наименее мистический из всег богов скандинавского пантеона.

Примером неудачного использования одной из древних традиций для понимания другой может стать трактовка омелы. Священное растение в кельтской традиции, достойное высочайшего почитания, источник магического прозрения для посвященных - и растение - убийца, причина гибели солнечного Бальдра в традиции скандинавии. Причина проста - в скандинавии омела не встречается. Чем и объясняется выбор чужака на самую мерзкую роль и невероятная, фантастическая шутка Локи - он смог сделать стрелу (или дротик?) из побега омелы. Никому кроме Бога такое неподсилу.

@темы: викка, традиция